Go to Top

Обреченные творить. Архетип Творец.

Прежде, чем дать описание Архетипа Творец обойдем две трудности. Я сейчас объясню, что я имею ввиду.

1. Творец или Создатель – это другие имена Бога. Трудно найти человека, который не слышал первоидеи, повторяемой человечеством с тех времен, как оно научилось выражать свои мысли: «Человек создан по образу и подобию Божьему». Получается, что каждый из нас обладает божественной природой и умением творить? Разумеется, так оно и есть. И мы к этому вернемся чуть позже.

Архетип Творец

А пока рассмотрим, почему тогда создатель теории архетипов К. Юнг считал, что Творец – редко встречающийся архетип. С одной стороны, понятно — гении не рождаются толпами. А с другой, такое утверждение входит в противоречие с тем, что каждый человек создан по образ и подобию, а — значит не просто может творить — а обречен на творчество.

Противоречие разрешается таким способом: в теории Юнга архетип Творец создает нечто принципиально новое, то, что не существовало ранее. Такое случается довольно редко, поэтому именно этих Творцов помнит история человечества.

Например, братья Люмьер, придумавшие кинематограф, или Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки. Примеры такого творчества мы видим в большом искусстве. Эти открытия и произведения кажутся настолько великими и новаторскими, что окружающие поражаются — как такое может создать простой человек? И называют таких мастеров гениями. Со стороны кажется, что творения появляются как будто из “ничего”. Также, как Бог создал мир из Хаоса. Замечу попутно, что

Творец создает структуру из подготовленного хаоса

Например, стройная таблица Менделеева могла сложиться в голове, заполненной кубиками химических формул и элементов, но никак не в голове композитора.

2. Трудность еще в том, что люди часто путают проявление Мага и Творца.
На самом деле, Маг проявляется в некотором скрытом от присутствующих волшебном действии. А Творец, несмотря на его артистизм и креативность, еще и реалист. Творцом движет страсть к выражению своей идеи в материальной форме. То есть Творец достает свое творение из пространства своих внутренних образов, являя миру вполне конкретный осязаемый продукт. Пусть он будет хоть трижды инновационным и непривычным пока.

Не следует также путать этот Архетип с Героем или Бунтарем, хотя он нонконформист по определению. Реализм Творцов делает равнодушными их к бунтарству и заставляет избегать форс-мажоров и социальных штормов. Дело в том, что творческий процесс штука тонкая. Любые потрясения надолго выбивают из творческого состояния, поэтому этот Архетип стремится создать стабильную и безопасную обстановку.

Прежде, чем рассмотреть конкретные примеры проявления творцов в мифологии, искусстве, истории, давайте посмотрим
Как характеризуют Творца Марк и Пирсон в своем труде “Герой и Бунтарь”.
На эту книгу ссылаются все, кто берется рассуждать об Архетипах. И те, кто не ссылается, все равно пользуются ей же. Других-то нет.

Итак, характеристики Творца по книге Марк и Пирсон “Герой и Бунтарь”

Желание: Создать какие-нибудь вечные ценности.
Цель: воплотить видение в форму.
Страх: обладать заурядным видением или посредственно воплотить свое
видение.
Стратегия: выработать художественные контроль и навыки.
Задача: создавать культуру, выражать свое видение.
Ловушка: стремление к совершенству, ложное творчество.
Награда: творчество и воображение.

Мы привыкли называть творцами художников, композиторов, писателей. Но Творец может быть кем угодно. Творцы могут создавать бизнесы, сады, свое тело, наконец.

Уникальная комбинация черт (Реализм+Артистичность) позволяет Творцам решать проблемы гениально-изящными способами, о которых другие даже и не думают 

Страсть этого архетипа к самовыражению своих фантазий в сочетании с реалистичной
стороной личности приводит к тому, что их творения одновременно и практичны, и прекрасны.
Представитель этого архетипа получает наслаждение от процесса творчества. И, как правило, отлично справляется с любым проектом, который ему интересен.

Признак настоящего состоявшегося Творца – реализованные им проекты в разных сферах.

Потому что единственное, чего не может не делать Творец – это НЕ создавать

Все остальное ему под силу.
Творца можно узнать по тому, с каким энтузиазмом он отдается делу. Он берется за дело, когда точно знает, чего хочет. И тогда Творец становится одержимым трудоголиком. Он может забывать об еде, об отдыхе, о близких. Он прерывается только на кратковременный сон, забывая снять сапоги (Микеланджело).

Основное стремление Творца – Свобода.

Он горит проектом и приходит в бешенство, когда его отвлекают, опутывают обязательствами, сроками. Творец не способен понять, почему он должен отдавать часть своего времени и сил тому, что не относится к воплощению его драгоценной идеи. Вот тут на виновника может обрушиться весь неочевидный темперамент Творца. Поэтому частенько носители этого Архетипа обладают репутацией не слишком общительных личностей с дурным характером.

Отметим еще одну черту Творцов — они индивидуалисты. Их проекты создаются одним человеком. Даже — если это бизнес, в котором участвуют множество людей — для Творца эти люди, как яркие мазки на его прекрасной картине.

Может ли Творец копировать чужое произведение?

Еще как может. Более того, пока Творец учится, он именно так и делает. Научившись, как бы встав на плечи предыдущих мастеров, он создает свое гениальное произведение. Проявляется собственный неповторимый стиль, свой голос.

Может ли Творец бросать незаконченные проекты?

Конечно. До нас дошло множество незаконченных произведений искусства. Ведь идей у творческих людей гораздо больше, чем они способны воплотить за всю свою жизнь.

А какова награда Творца?

Самая главная награда для него – оставить что-то такое, что будет жить вечно.
Этот архетип получает психологическое «поглаживание», когда ему выражают признание и восхищение. Когда его произведения считают креативными, яркими и уникальными. Желание оказаться в чем-то единственным и неповторимым движет Творцом. Поэтому страх остаться незамеченным, быть таким же, как все, заставляет его искать похвалу. Особенно вначале пути. С критикой он неплохо справляется сам. И самое страшное, что может случиться с Творцом, постоянная критика извне. «Передоз» может убить в несформировавшихся личностях творческое начало. Сами знаете, творческая натура – хрупкая натура.

Примеры проявления архетипа в мифологии, искусстве, истории:

Начнем, как обычно издалека, с мифов Древней Греции.

Дедал.

Архетип Творец. Дедал

Архетип Творец. Дедал

Мы его знаем, как изобретателя крыльев. Дедал был скульптором, инженером, изобретателем. Он вместе с сыном улетел с острова Крит, где его запер эгоистичный царь Мидас, желавший единолично пользоваться его талантами. Кстати, это классика жанра, когда сильные мира сего пытаются привязать к себе Творцов и использовать их таланты. И также классика, когда Творец изобретает способ ускользнуть от тирана, как Дедал. Или позволить себе полную свободу творчества за деньги заказчика, как это делал Микеланджело Буонарроти.

Божественный Микеланджело.

Такое прилагательное закрепилось за Мастером неспроста. Каждый, кто видел фрески Сикстинской капеллы — этот застывший гимн человеческим возможностям — не может не воскликнуть: «Если это смог СОтворить человек, то этот человек действительно создан по образу и подобию Бога!»

Напомню историю создания фресок. Микеланджело на момент заказа на роспись потолка был признанным скульптором – создателем Давида и Пьеты, инженером и архитектором. Но он не был художником! Поручить создание самой большой фрески в мире человеку, который не держал в руках кисть со времен учебы в мастерской?

Этот заказ был настоящим вызовом Творцу
 «Смогу ли я?» И, одновременно, возможностью выполнить классическое предназначение Творца — создать выдающееся произведение искусства, которое будет существовать вечно. Задать художественный стиль и осуществлять эстетический контроль в мире. И не сиюмитно, а на протяжении веков.
И ведь у него получилось! Специалисты считают фрески Сикстинской капеллы самым великим произведением искусства всех времен и народов.
Ай да Микеланджело, ай да… настоящий Творец! Второй после Бога.

Крошечка-Хаврошечка.

Сказка эта еще один пример того, каким может быть изобретательным Творец, когда его пытаются уничтожить или заставить работать на своих условиях. Напомню, что в сказке зарезали волшебную буренушку – Творца. Творец возродился в виде не менее волшебной яблони. Если историю перевести на повседневный язык, то это рассказ о том, как один из проектов Творца «душат, режут, уничтожают». Но он возрождается в другом. Потому что он не может не создавать.

Мастер из булгаковской Маргариты.

А эта история о том, как Творец попытался отстоять свое творение, когда его душат те, кто его понять не способен. К сожалению, самое разрушительное по отношению к себе и к своему таланту — что может сделать Творец — доказывать критикам, что он «хороший». Если у вас присутствует этот архетип, помните об этом и не поддавайтесь искушению.

Шекспир.

Великий Шекспир был великим подражателем. Сюжеты своих шедевров он часто черпал из произведений авторов, которых никто не помнил. Зато какое блестящее исполнение! Шекспир бессмертен, а тех авторов до сих пор никто не вспоминает.

А. П. Бородин.

Известный ученый-химик и гениальный композитор. Привожу этот пример в подтверждение того, что Творцы редко ограничиваются одной областью.

Клаус Кобьелл.

Предприниматель, автор тренингов и книг. Создал уникальную работающую бизнес систему в своем отеле.

Еще несколько известных имен:
Моцарт
Пикассо
Спилберг
Э. Рязанов

Творец в маркетинге.

Сейчас пора вернуться к идее, что каждый человек – творец. И на самом деле мы живем в такое время, что творчество присутствует практически в каждой сфере деятельности. Почти каждый человек имеет какое-то творческое хобби.

Бренд, использующий Архетип Творец. ЛегоБренды, помогающие освободить в человеке творческое начало, часто используют Архетип Творца. Самый классический пример такого Бренда – Лего.
Берите кубики и стройте собственный мир.
Берите так же краски/косметику/семена и превращайте в произведение искусства собственный дом/собственное тело/сад.
С этой точки зрения многие товары могут продвигаться, как инструмент для самовыражения, то есть базироваться на Архетипе Творца.
Нужно помнить только, что это должны быть высококлассные товары и услуги. Не высокостатусные и дорогие — как для Правителя — а небанальные, нестандартные и качественные.

Архетип Творца может подойти для Бренда, если
- Продукт предназначен для людей творческих профессий;
- Он предоставляет клиенту множество опций и возможностей для самовыражения;
- Он связан с креативными сферами (копирайтинг, разработка программ, веб-дизайн, пиар, маркетинг);
- Он относится к категории «сделай сам»;
- или оформлен, как произведение искусства.

Бренды-Творцы:

HP
Lego
Ауди
Икеа

Говоря о маркетинге и Архетипе Творца, хочу привести важную, на мой взгляд,
цитату из Марк и Пирсон:
«Если вы взглянете на рекламу и прочие маркетинговые сообщения как на форму искусства, вы поймете, что современный маркетинг оказывает большое влияние на то общество, в котором все мы живем. Маркетинг, с живущим в нем Творцом, требует, чтобы мы максимально осознавали воздействие образов, символов и историй на коллективную душу. Всю жизнь—как ее положительные стороны, так и отрицательные — можно выразить в искусстве. Мы должны взять на себя ответственность за уяснение собственных ценностей, за понимание того, какие из них имеют отношение к продвижению товаров и за их выражение в художественной форме, чтобы продажа товара облагораживала общество. Искусство делало это во все эпохи. Реклама может сделать это сейчас. Осознание этой возможности придает уважение как самой этой профессии, так и людям, занятым ею, и придает им статус господствующих художников современности».

Цитаты о Творцах:

  • Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество. Платон
  • “Если ты можешь это вообразить – ты
  • можешь это сделать”
  • Творчество — это страсть, умирающая в форме. М. Пришвин
  • Большой талант требует большого трудолюбия. П. Чайковский
  • Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает. А. Эйнштейн
  • «Ты не можешь создать ничего, кроме себя»
  • Творенье может пережить творца:
    Творец уйдет, Природой побеждённый,
    Однако образ, им запечатлённый,
    Веками будет согревать сердца. Микеланджело

Как обнаружить в себе Творца?

Слова-маячки.
Уникальность, создание, творение, художественный, образ, идеи, воплощение, признание, инновация, самостоятельно, собственный, произведение, искусство, эстетика, красота, бессмертие, процесс, чувство, звук, цвет, музыка, краски, воображение, обыкновенный, впечатление, неэстетичный, шаблонный, обязательства, трафарет, конвейер, сроки, рамки.
Как вы понимаете, часть слов ругательные для Творца, но он их часто использует.

Хочу добавить, что главное для Творца – это не слова, а дела. Вы узнаете его по художественным фотографиям, одежде, дизайну квартиры, сада. Про его тексты говорят: «Мощно!», а про его формулы: «Красиво!» То, что создает Творец, это одновременно мощно и красиво.

Плюс еще одно удивительное наблюдение – Творцов привлекают города, а не природа. Они чувствуют себя лучше в городской среде. А, впрочем, ничего удивительного. Ведь Творец любит структурированное пространство. Так где вы любите отдыхать?

PS. В заключение не удержусь и напомню, что каждый человек как минимум творец своего собственного мира. Окружающее нас пространство структурируем мы сами нашими мыслями. Мы строим такие тесные Миры, что с трудом вмещаемся сами. И удивляемся, как Творцы могут создавать восхитительные бесконечные Вселенные. Но… «Ты не можешь создать ничего, кроме себя». Просто подумайте об этом.

Статьи о других архетипах:
Архетип Маг. Магический язык
Язык Мудреца
Архетип Искатель с точки зрения буковок: речи, текста, слов
Архетип Опекун или Наставник
Архетип Правитель/Властелин

PS. Если мои статьи-исследования по Архетипам показались вам любопытными — поделитесь с друзьями — нажмите на кнопочки любимых соцсетей:

Рубрики:SMM маркетинг, Архетипы в маркетинге, Бизнес-психология, Инфомаркетинг, Копирайтинг

Метки: , ,

Автор блога Наталья Коротовских

Присоединяйтесь ко мне

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>