(продолжение)
Бизнес на Иссык-Куле.
Население побережья не работает в привычном для нас смысле.
Занимается натуральным хозяйством: выращивают скот, фрукты, овощи, содержат пасеки, в некоторых поселках ловят рыбу. И все это максимально продается туристам. На озере нет ни одного промышленного предприятия.
Весь бизнес так или иначе строится на туризме.
Сезон на Иссык-Куле короткий, всего полтора 1,5 месяца, за это время надо успеть заработать на целый год. Зарабатывают от мала до велика. Продают туристам все, что могут: фрукты, рыбу, мед, самсы, шашлык, сувениры.
Продают услуги: экскурсии в горы, озера, водопады, катание на лошадях, осликах, верблюдах. Фото с ними, а также соколами, беркутами.
В ущельях, на перевалах разворачиваются юрты, в которых предлагают национальные блюда. Во всех курортных поселках маленькие кафешки чуть ли не в каждом дворе.
Иссык-Кульский чебак и севанская форель.
Транспортные услуги оказывают не только местные жители. Много желающих заработать в туристический сезон приезжают на Иссык-Куль на своих машинах из Бишкека .
Кстати, машины в Киргизии хорошие, сплошь иномарки. Российские авто большая редкость.:))
Жилье сдают ВСЕ. Предложение явно превышает спрос. Цены могут отличаться на порядок, в зависимости от качества услуг.
Оказывают и дорогостоящие услуги по организации рыбной ловли, охоты на экзотических животных, соколиной охоты.
Стоимость лицензии на отстрел марала, например, составляет 25 тысяч долларов, если охотник пожелает официально вывезти голову ( чучело) за границу. Если без вывоза, то можно договориться на 2,5 тысячи. Восток!
На посреднических услугах зарабатывают все. Будьте готовы, что водитель, который завез Вас в обменный пункт получит свой процент с размененной Вами суммы, экскурсовод процент с Вашего обеда. И завезет он Вас скорее всего в юрту к своим родственникам или партнерам.
Когда мы ехали через Боомское ущелье, попросили водителя остановиться перекусить. «Рыбы,- говорим: хотим».
«О!Рыба далеко еще ехать, очень долго!»
После этого он куда-то позвонил, мы ехали больше часа, проезжая многие и многие придорожные кафешки.
Наконец он остановился.
Нас там ждали. Накормили каурдаком: бараниной с картофелем.
А ровно через 10 минут езды от гостеприимной юрты начались «рыбные места».:)
Наш гид Азат.
Более всего непривычно для россиянина, что за посреднические услуги получит Ваш знакомый, который поселил Вас у своих приятелей.
Приятель, который организовал Вам поездку или катер.
Восток!
(Осталось написать о поездках в ущелья и выложить самые лучшие фото.)
Наташа, надеюсь ты никуда не вывезла голову бедного марала 🙂 И обошлась лишь поеданием баранины и рыбы?:)
Надеюсь в будущем туристический бизнес придет на Иссык-Куль.
Нет, Алена! Я не охотник за головами маралов :))
Сергей! Турбизнес там и так существует вот таким, как я его описала.
Если Вы имеете в виду развитие большой инфраструктуры и сервиса, то к этому нет предпосылок.
Есть такое слово:"НЕВЫГОДНО!" 🙂
Главная причина- короткий сезон.
Поэтому невыгодно строить хороший аэропорт. А поезд и машина не создадут большого притока туристов.
Кстати,путешествие в поезде Бишкек-Екатеринбург — это тема отдельной статьи. 🙂
Вода в озере прохладная.А бассейны строить в прибрежной зоне НЕВЫГОДНО -слишком дорогое удовольствие.
Ну и ТАК далее, замкнутый круг.
Есть положительные выводы: -Иссык-Куль имеет красивейшие дикие пляжи, чем не могут уже похвастаться озера на Урале;
-озеро успевает самоочиститься за зиму. А значит надолго сохранит свою первозданную красоту.